«Он открыл рудник словесный»

22 ноября 1801 года, родился Владимир Иванович Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка». В этот день в России проходят многочисленные мероприятия, посвященные Владимиру Далю как символу отечественной лексикографии, и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями. Создатель самого большого и известного словаря русского языка не был кабинетным ученым, а прожил разнообразную и богатую событиями жизнь: трижды менял профессию, путешествовал, воевал, дружил со знаменитостями, терпел за вольнодумство и дослужился до “превосходительства”.

Знаток и ценитель русского слова – датчанин по отцу и немец по матери, но Копенгаген посетил лишь однажды, и, по его словам, “окончательно убедился, что отечество мое Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков”. При этом всю жизнь оставался лютеранином и принял православие за год до смерти.
К главному делу своей жизни Даль приступил лишь в 58 лет, выйдя в отставку и поселившись в Москве, а до этого был морским офицером, врачом и чиновником, и занимался филологией и литературой как хобби.

Родители будущего ученого были высокообразованными людьми и полиглотами. Отец работал казенным врачом в Луганске и Николаеве. Владимир Даль любил пышную украинскую природу и печатался под псевдонимом “Казак Луганский”. Даль увлекся собиранием слов в 18 лет и не оставлял этого занятия 53 года. Даль окончил Морской корпус в одном выпуске с Павлом Нахимовым, но прослужил недолго: во-первых, как выяснилось в первом же плавании, страдал неизлечимой морской болезнью, во-вторых, сочинил эпиграмму на командующего Черноморским флотом Алексея Грейга, насмешившую всю Одессу: адмирал на старости лет приблизил к себе дочь местного трактирщика.

Даль-хирург особенно славился мастерством в удалении глазной катаракты. Однажды ему пришлось ампутировать руку некоему отставному майору Соколову. Молодой врач познакомился с дочерью пациента и, в конце концов, сделался его зятем.

В 1832 году Даль издал сборник русских сказок. Начальник штаба жандармского корпуса Александр Мордвинов доложил Николаю I: “Книжка напечатана самым простым слогом, приспособленным для низших классов. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и прочее”. Даль был арестован и затем освобожден благодаря заступничеству поэта Василия Жуковского, занимавшего пост воспитателя наследника престола. Тираж сборника изъяли, что сразу сделало Даля знаменитостью. “Известность его быстро распространилась благодаря этому запрещению”, – вспоминал академик-филолог Яков Грот.

Даль дружил с Пушкиным (который горячо поддерживал замысел создания словаря) и присутствовал при кончине поэта. По протекции Пушкина Даль получил должность чиновника для особых поручений при знакомом поэта, оренбургском губернаторе Василии Перовском. Во время сбора материалов по истории пугачевского бунта, Даль путешествовал по непроезжим дорогам России вместе с другом Александром Пушкиным. И позже, в скорбные предсмертные минуты 1837 года, Владимир Иванович был рядом с поэтом, получив из рук умирающего перстень-талисман.

В 1841 году Перовского назначили министром внутренних дел, и он забрал дельного чиновника в Петербург. Работая помощником министра, Даль использовал служебное положение: заставлял губернских чиновников присылать ему местные выражения и пословицы. В 1866 году, после семи лет работы, первое издание словаря объемом 2485 страниц увидело свет. Академия наук присудила Далю Ломоносовскую премию и избрала его своим почетным членом.

Большой толковый словарь 1998 года насчитывает 130 тысяч слов, словарь Ушакова 90 тысяч, словарь Ожегова 50 тысяч. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля включает около 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок и загадок. Помимо чисто лингвистической, словарь дает огромное количество информации о народном быте, традициях и ремеслах.

«После Гоголя это до сих пор решительно первый талант в русской литературе», – отзывался о нем Белинский.

В последние годы жизни Даль работал над вторым изданием своего Словаря. Одушевленный религиозно-мистическим настроем, сделал переложение Ветхого Завета «применительно к понятиям русского простонародья». Кроме того, он писал учебники по зоологии и ботанике, играл на нескольких музыкальных инструментах, работал на токарном станке, изучал гомеопатию.

«За что ни брался Даль, всё ему удавалось усвоить», — писал его друг, великий хирург Пирогов. Незадолго до смерти Владимир Иванович перешел из лютеранства в православие.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *